Home » Эпизод №10 – Моя история

Эпизод №10 – Моя история

[00:00:06] Выпуск №10. Моя История

[00:00:14] Всем привет и добро пожаловать! Это подкаст next level russian — подкаст для изучающих русский язык. Здесь нет скучных правил и грамматики языка, но есть различные истории, рассказанные на русском языке, с объяснениями некоторых непонятных слов. Даже если иногда во время записи я забываю объяснить какие-то слова, я обязательно потом это делаю в текстах выпусков, которые можно бесплатно найти на моем сайте nextlevelrussian.com — так что обязательно туда заходите, чтобы посмотреть новые слова. Сегодня у нас юбилейный десятый выпуск этого подкаста, поэтому я решила в этом выпуске рассказать вам свою историю: рассказать вам немного о себе, откуда я родом, где я училась, чем я занималась, где я работала, как я оказалась в Дании, и что я делаю сейчас. Поехали!

[00:01:26] Я родилась в Екатеринбурге. Екатеринбург — это столица Урала.

Урал, как вы, возможно, знаете, — это часть России между Европой и Азией. На Урале проходит географическая граница между Европой и Азией. Екатеринбург раньше назывался Свердловском, но как и многие города, он был переименован после распада Советского Союза. Как вы знаете, наверняка, Ленинград — так раньше назывался Санкт-Петербург, или, например, Сталинград — так раньше назывался Волгоград, но после распада Советского Союза им вернули старые названия. Однако некоторые города так и остались с советскими названиями, например, Киров или Ульяновск. Также во многих городах России до сих пор очень много улиц с советскими названиями, но некоторые города начинают уже их переименовывать. Но почти что в каждом городе России есть улица Ленина или проспект Ленина, я не знаю поменяется ли это когда-нибудь.

[00:02:40] Ну так вот. Я родилась Екатеринбурге, и вскоре мы переехали в соседнюю область, и жили там в небольшом городке. Я там жила до того момента, как мне исполнилось 17 лет, и тогда я переехала в Москву. В Москве я ни разу не была до того момента, как мне нужно было поступать в институт. В школе мне больше всего нравилась математика, но мне также нравились русский язык, английский язык, иногда история, то есть я как бы не могла решить, чем мне заниматься вообще. Но в старшей школе я начала углубленно изучать математику и физику, и я решила поступать в Московский Физико-Технический Институт, МФТИ, или еще мы его называем “физтех”. На самом деле, физику я никогда особо не любила, у меня она нормально получалась, у меня были хорошие оценки, но такого понимания, и такой любви к предмету, как у меня было к математике, к физике у меня не было. Почему же я тогда решила поступать в московский физико-технический институт? Всё очень просто — мой преподаватель математики всегда с большой гордостью рассказывал про своих выпускников, которые поступили на физтех, и поэтому я решила, что я тоже буду поступать на физтех, и это был единственный университет, куда я подавала документы

[00:04:27] Вообще, в 17 лет трудно еще представить, чем бы вы хотели заниматься. В 17 лет я понятия не имела, что в таких университетах как физтех готовят ученых. Физтех — это один из самых сильных университетов по физике в России, но я думала, что меня просто там научат каким-нибудь крутым штукам, и я найду работу, и буду зарабатывать много денег. Но потом у меня началась всякая очень сложная физика, теоретическая физика, квантовая физика… ох, да. 🙂

[00:05:06] Вообще, когда я только поступала, я не была уверена, на какой факультет поступать. То есть, я точно определилась с самим университетом, но там были разные направления, и я сомневалась между двумя факультетами. Один назывался “факультет физической и квантовой электроники”, а второй назывался “факультет инноваций и высоких технологий”. И на том, и на другом у меня были знакомые, которые рекомендовали свой факультет, и на том, и на другом факультете были какие-то темы, которые мне были интересны. Но существенная разница была в том, что факультет физической и квантовой электроники — он был одним из первых факультетов физтеха, а факультет инноваций и высоких технологий был основан буквально за пару лет до того, как я поступала, и, как следует из названия факультета, факультет инноваций и высоких технологий — это не про физику. То есть, у них реально там в программе физики не было — была математика сильная, была сильная экономика, различные базовые кафедры технологические, то есть они ориентированы наверное больше на стартапы, и все такое. В итоге, я пошла на факультет физической и квантовой электроники, хотя я знать не знала что такое “квантовый”. Слово “квантовый” — оно звучит очень похоже она английское слово “quantum”, да. Квантовые компьютеры — это очень популярная тема сейчас, мы еще о них поговорим немножечко.

[00:06:50] Так вот, оказалось на моём факультете было очень много физики, которую я так и не полюбила, но это открыло для меня огромные возможности.

[00:07:07] На третьем курсе я узнала, что существуют программы летних стажировок за рубежом. “За рубежом” значит за границей, а стажировка — это такая работа только на лето, для студентов. Моей первой стажировкой после третьего курса была поездка в Caltech — Калифорнийский Технологический Институт. Это очень крутое место, но для меня это было очень сложно. Я была безумно рада туда попасть, но мне было очень сложно, потому что это был мой первый выезд за границу вообще, это было мое первое путешествие в Америку, и это был мой первый опыт работы в научной лаборатории. До этого на физтехе у меня были только занятия, лабораторные работы, семинары, настоящей научной работы как таковой не было. Было очень много стресса, особенно когда на второй день когда я (была) в Америке, у нас был тренинг по технике безопасности. Техника безопасности — это не шутки, да, это очень серьезно, и важно понимать, что можно делать, что нельзя делать, что делать в чрезвычайной ситуации, к кому обращаться, куда бежать, и так далее. 

[00:08:28] Но у меня было все настолько плохо с английским, что я даже не знала таких слов как “перчатки“, американцы еще очень много используют сокращения, и, то есть, там были SDS — safety data sheets, и они продолжали говорить sds, sds, и мне так и было непонятно, что это такое. И после этого тренинга нужно было пройти тест, который бы показал, что вы всё поняли, и вас можно допускать к работе в лабе. И этот тест мы делали на слух, то есть инструктор просто зачитывал вопрос, а мы должны были писать правильный ответ. Я не знаю, как я тогда сдала этот тест, я помню после теста я подошла к инструктору, чтобы что-то уточнить, и он как-то на меня с подозрением посмотрел, потому что ну я очень плохо говорила по-английски. Было тяжело, было очень тяжело. Даже в конце этой стажировки я несколько раз просто плакала, потому что я видела, что моя начальница — она была постдоком — она была не очень довольна тем, как я работала. Наука у меня не очень складывалась, и как-то, как-то так, как-то не очень у нас с ней заладилось под конец, хотя она была супер доброжелательна ко мне, всегда помогала, но от меня ей толку было мало, судя по всему. Но эта поездка открыла мне просто мир еще больших возможностей, да. Во-первых, когда я приехала назад домой в Москву, мне уже было гораздо проще изъясняться по-английски. Я заметила, что на занятиях английского когда мои одноклассники не знали, как сказать что-то, они сразу переключались на русский, я же пыталась как-то найти слова потому что я была в таких жизненных ситуациях, когда меня не поняли бы по-русски. Поэтому у меня вот развился такой навык – попытаться как-то перефразировать то, что я хочу сказать. И на самом деле мой английский улучшился, но пройдёт ещё много лет до тех пор, когда я начну считать, что у меня более-менее нормальный английский. Тогда все только начиналось.

[00:11:05] А второй позитивный момент после этой стажировки был такой, что на следующий год меня взяли в другую стажировку, в этот раз тоже в Америке, но в Иллинойсе, в национальной исследовательской лаборатории Ферми — Фермилаб. Это лаборатория с акселератором частиц, да. Вот есть акселератор частиц, или ускоритель частиц, вот есть ускоритель в Фермилабе и есть ускоритель в ЦЕРНебольшой адронный коллайдер. Перед тем как поехать в Америку второй раз, я прошла курс в автошколе. Я получила водительские права, потому что первое лето в Америке показало мне, что без машины в Америке, ну, тяжело 🙂 Вот. На той стажировке в Иллинойсе нас было 10 человек, и нам на десятерых выдавали три машины, и поэтому моё водительское удостоверение очень пригодилось. Мы много где ездили, путешествовали, это было очень классное лето. Тогда же я познакомилась со своим будущим мужем, который хоть и учился тоже на физтехе, но в Москве мы никогда не встречались. Мы повстречались только в Америке.

[00:12:25] На лето после этого я съездила еще в ЦЕРН. То есть, это мой пятый курс, после пятого курса я съездила в ЦЕРН, — это европейский центр ядерных исследований, и прошла стажировку там. Там было очень здорово, там было 200 студентов из 70 разных стран. Супер вообще просто, я познакомилась с разными людьми, очень много новых людей встретила. Ну а потом, да, как раз в это же время мой тогда бойфренд, потом будущий муж, поступает в аспирантуру, то есть на PhD, в Америку, в Чикагский университет, и мы решаем, что делать дальше. Мне нужно было ещё закончить один год в магистратуре в Москве, и как раз в тот год я готовилась к вступительным экзаменам в Америку, в аспирантуру. Я поступала во все университеты вокруг Чикаго, и меня взяли в три из них, и я выбрала университет Иллинойса в Чикаго. Там я отучилась полтора года, и потом я бросила аспирантуру, потому что я поняла, что я уже и так учусь больше шести лет, и наука это, скорее всего, не моё, и что я буду приносить больше пользы, если буду работать. И тогда я нашла свою первую работу, это было в компании которая производила инфракрасные детекторы. Я там работала инженером-технологом, то есть я изготавливала в лаборатории эти детекторы. Моя работа происходила в так называемой чистой комнате. Это лаборатория, может вы видели в фильмах про intel, например; это лаборатория, в которой очень чисто, да, то есть там нет частиц больше определенного размера, там фильтруется воздух, и люди должны носить специальные костюмы, которые все покрывают.

[00:14:35] Там я проработала полтора года, и после этого я нашла работу в университете Чикаго, и это была, и есть, и остается моя самая любимая, самая лучшая моя работа, которая у меня была. Я безумно любила свою работу там. Там я тоже работала инженером-технологом, и там тоже была чистая комната. Но если на моей работе в компании чистая комната была размером примерно с трехкомнатную квартиру, то в университете Чикаго эта чистая комната была 1000 квадратных метров. То есть огромная площадь, очень много различных установок. Ну и моя роль была в том, чтобы помогать аспирантам, постдокам, молодым ученым работать в этой лаборатории. То есть я их обучала как пользоваться тем оборудованием, которое у нас было, я проводила тренинги, я помогала им, если у них были какие-то вопросы, я писала инструкции к этим установкам. В общем, там было очень классно, я там проработала почти четыре с половиной года, но в то же время мой муж закончил свою аспирантуру, и нашел работу в Москве, поэтому два года мы поддерживали отношения на расстоянии. И, конечно, нам это надоело, и поэтому мы искали какие-то варианты. В Америку ему вернуться было непросто из-за виз, с рабочими визами все очень тяжело в Америке, к сожалению.

Я на работе в чистой комнате в Университете Чикаго. (Фото: Robert Kozloff)
Чистая комната, студенты изготавливают образцы для своих исследований. Желтый свет в лаборатории не везде, а только в зонах фотолитографии. Там из света отфильтрован ультрафиолет. (Фото: Robert Kozloff)

[00:16:18] Поэтому мы искали другие варианты, и он нашел работу в Копенгагене в прошлом году, и я тоже нашла работу здесь, довольно быстро. Я нашла работу в университете Копенгагена, и здесь я встретила очень много классных людей. Я снова начала работать в научной группе, здесь были аспиранты, студенты, постдоки, но сама работа мне не очень нравилась тем, что мне приходилось быть именно оператором этих установок, да, то есть я уже не делилась своим знанием и опытом с другими, что мне нравилось в университете Чикаго, а здесь от меня требовалось скорее просто изготавливать образцы на этих установках. Это была лаборатория квантовых девайсов, квантовых приборов, которая пыталась построить квантовый компьютер, и поэтому важно было постоянно что-то улучшать, важно было постоянно изготавливать новые образцы. Но вот как то, как-то мне… мне вообще тема квантовых компьютеров, честно говоря, ну, где-то до лампочки 😀  до лампочки — это значит, что… ну это, это сленговое выражение, которое значит, что мне, ну, все равно, я равнодушна.

[00:17:41] Поэтому я не видела для себя огромной мотивации работать над тем, чтобы создать квантовый компьютер, тем более, скорее всего, в ближайшие 10-15-20 лет этого не случится. То есть, это в такой отдаленной перспективе, что вообще… Но я поняла, что мне нравится работать с людьми, и мне нравится делиться своим знанием. Мне кажется, что таким образом я делаю мир лучше, как могу. Я работаю не для того, чтобы кто-то там обогатился, вот, и захватил мир, а чтобы этот мир становился лучше, и чтобы учёные, да, в моем случае, могли делать свои великие открытия, и в этом была моя роль. А просто быть оператором установок, оператором машин, да, нажимать кнопки, мне, ну, не очень нравилось.

[00:18:45] Поэтому я ушла, я уволилась, и вот с нового года я свободном плавании, что называется. Это выражение, которое значит, что я свободна, я могу делать все, что я хочу, я ищу, пытаюсь найти что-то новое. И вот я решила создать этот подкаст. У меня давно была такая идея, но, конечно, не было, как всегда, времени. Теперь время появилось. Я очень рада, что я это сделала, и я надеюсь, я смогу помочь огромному количеству людей, кому не хватало как раз таких материалов для практики аудирования на русском языке. Поэтому я очень рада тому, что я делаю. В то же время, конечно же, я пытаюсь сейчас найти новую работу. Я поняла для себя, что из науки мне пора уходить, делать науку — это не моё, а вот именно общаться с людьми, помогать людям, объяснять что-то, рассказывать что-то, продвигать что-то, — мне кажется, это моя тема. Ну, найти работу в Копенгагене не просто, но я и супер активно пока не искала, посмотрим. Буду стараться, посмотрим, что из этого выйдет.

[00:20:06] На этом все на сегодня! Такая вот, вкратце, моя история. Наверное, я еще буду в следующих выпусках более подробно рассказывать про университет Чикаго или про Копенгаген, про Данию. Ну и, конечно же, про Россию, про мой родной город, про Москву, про студенческие годы. Я надеюсь, вам было интересно, и, пожалуйста, пишите мне, о чем бы вы хотели еще послушать. Я надеюсь, здесь было не очень много технических слов, не очень много про физику непонятную:) Если вам что-то непонятно, или хотите, чтобы я более подробно это объяснила, тоже пожалуйста дайте мне знать. Ну а так, как обычно, пожалуйста, ставьте оценки, оставляйте комментарии, like-subscribe, всё такое:) я буду очень признательна вам, и это действительно поможет развитию этого подкаста. Всё, увидимся в следующий раз, пока!

P.S. Оставив отзыв на Apple Podcasts, вы очень поможете мне с развитием этого проекта! Спасибо! 🤗

6 thoughts on “Эпизод №10 – Моя история”

  1. Сегодня я нашла твой подкаст на спотифай и мне было очень интересно слушать о твоей истории. Уровень русского языка совсем адекватный для меня. Спасибо большое.

  2. Это было мой самый любимый эписод потому-что вы все объяснили использующи много разние слов. по-этому, если сначала я не понял, я мог узнать о чем вы говорили позже. Спасибо за техничеками словами!

    1. Ура! Спасибо! Наверное можно попробовать ещё о чём-нибудь техническом рассказать в одном из следующих выпусков ) спасибо!

  3. Крутые подкасты, спасибо большое… использую их ежедневно в последнее время для улучшения моего русского языка

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *